Электро-векторное картирование (EFVM – Electric Field Vector Mapping или ЭВК) — это метод диагностики гидроизоляционных покрытий кровель. Метод разработан в Германии в начале 1990-х годов и достаточно быстро набрал популярность в Европейских странах и Северной Америке. В нашей стране этот метод только начинает пользоваться спросом на рынке, хотя некоторые компании применяют метод электро-векторного картирования уже более 6-ти лет, подробнее тут https://rosteploteh.ru/.
Давайте разберемся, как же работает метод ЭВК. На поверхность кровли наносится слой воды, на который подается электрический ток (рис. 2). Создается электромагнитное поле (рис. 3). Если в гидроизоляции есть протечки, вода замыкает поле на заземленный слой в кровельном пироге (либо на молниезащиту, либо на само основание кровли). В результате электромагнитное поле искажается (рис. 4). По результатам ЭВК составляется план кровли с указанием мест протечек, а так же места протечек помечаются на самой кровле и нумеруются.
На данный момент метод ЭВК является практически единственным неразрушающим методом контроля протечек кровли. Да, есть еще инфракрасная термография, но она показывает отнюдь не протечки, а места скопления влаги в кровельном пироге, что на практике далеко не одно и то же. При этом, ЭВК обладает рядом ярко выраженных преимуществ:
- высокая точность определения дефектов;
- неразрушающий контроль целостности;
- высокая скорость обследования;
- позволяет выявить дефекты до возникновения скопившейся жидкости в пироге кровли;
- непогода не влияет на возможность проведения испытаний.
Правда, есть и ряд ограничений. Большинство гидроизоляционных материалов не являются проводником электрического тока, а вот, например, ЭПДМ мембраны электрический ток проводят, отсюда следует, что электро-векторное картирование не будет работать правильно. Для диагностики методом ЭВК используется зарубежное оборудование, состоящее из импульсного генератора, блока детектора-приемника, двух трехсекционных тестовых зондов, 250 м токопроводящего кабеля и соединительных кабелей, а также генератора со встроенным аккумулятором. В России такое оборудование пока не производится.